Албанская церковь возрождается в азербайджане. Р. Оруджев

  10  апреля 2003 года в Госкомитете по работе с религиозными образованиями  (ГКРО) была зарегистрирована Албано-удинская христианская община Азербайджана. По словам зампреда общины Зураба Кананчева, их регистрация — это, по сути, первый шаг к возрождению древней Албанской апостольской автокефальной  церкви.

   26 мая албанская община проводит презентацию по случаю своего официального признания. На это событие, которое пройдет в отеле «Европа», съедутся албанцы и удины, живущие в Азербайджане, а также в России. З. Кананчев рассказал о том долгом пути, который пришлось преодолеть представителям этого древнекавказского народа, добиваясь признания и возрождения Албанской церкви.

     В период с IV в. до н.э. — VIII в. н.э. на территории Азербайджана и части Дагестана существовала государство Кавказская Албания и одним из народов, который населял его, были удины (утии, уды). Исторически сложилось так, что удины, как представители других народов, приняли христианство — первые миссионеры пришли сюда из Иерусалима в I-II вв. «Христианство распространилось тогда по всем уголкам современного Азербайджана, включая пределы современного Дагестана».  В  «Истории албан» местного автора Моисея Каланкатуйского говорится, что святой апостол Елисей основал первую на Кавказе церковь в селе, которое стало затем метрополией, она находится в селении Киш Шекинского района. На сегодня в этой церкви уже завершены реставрационные работы.

     Если судить по последней переписи 1989 г., на территории бывшего СССР проживало около 8 тысяч удин. «Основным местом расселения удин был и остается Азербайджан».

     Удины всегда ощущали себя прямыми потомками древних албанцев, им удалось сохранить самоидентификацию благодаря религиозным, культурным и другим отличиям. Остальные народы Албании (и в том числе часть предков удин), приняв ислам, в большинстве своем растворились в формировавшейся тогда азербайджанской нации.

     В 1997 году член-корреспондент АН Грузии Заза Алексидзе разыскал в монастыре св. Екатерины на Синае (Египет) грузино-албанский палимсест, на котором под грузинским текстом располагаются надписи на албанском языке. Дешифровка этого текста стала возможной только после привлечения к работе удинского языка.  «Таким образом, письменным языком Кавказской Албании, по мнению Алексидзе и многих других ученых, сегодня признан недалекий предок современного удинского языка».

     В начале ХЫХ века, после заключения Гюлистанского и Туркменчайского договоров, на территории Карабаха в массовом порядке стали переселять армян. Это негативно сказывалось на этнической картине данного региона, и в том числе для удинов. В количественном отношении армяне становились в один ряд с тюркским и албанским этносом в регионе. Для начала новоприбывшие задействовали все имевшиеся у них рычаги для того, чтобы царское правительство ликвидировало Албанскую апостольскую церковь, которая продолжала на тот момент активное существование.

     В 1836 году был издан рескрипт императора Николая Ы, в котором говорилось, что Албанская апостольская автокефальная церковь упраздняется, и все ее имущество передается Эчмиадзинской (армянской) церкви, включая архивы и документацию. Таким образом, произошло нарушение определенного иерархического соотношения церквей. Кананчев рассказывает, что все церкви Нагорного Карабаха с того момента сразу стали именоваться армянскими, все христианское население этой земли автоматически переписали в армянское. До середины ХЫХ века в НК еще существовало значительное количество удинских сел, к концу ХЫХ — началу ХХ вв. их уже практически не оставалось.

     «Часть удин принимает григорианство и уже называет себя армянами, другая — переезжает поближе к другим удинам, на территорию нынешнего Огузского и в село Нидж Габалинского района. Сохранился даже документ за авторством одного карабахского удина, направленный в царский Синод. В нем содержится просьба разрешить перейти в лютеранство. Почему?  Потому что, если он будет исповедовать христианство монофизитского толка, все окружающие будут продолжать считать его армянином».

     Происходило очень серьезное и планомерное изживание албано-удинского компонента из Нагорного Карабаха. В 1853 году был даже издан указ о том, чтобы удины прекратили посещать свои церкви и чтобы рядом с ними для этого были построены армянские церкви. Такое произошло даже в селении Нидж и в Огузском районе. В ответ удины просто перестали посещать как свои церкви, так и армянские, и продолжали исповедовать христианство в своих домах.

     Это привело к тому, что удины ездили крестить своих детей в грузинские церкви, а с образованием кафедры Русской православной церкви в Азербайджане стали приезжать и в Гянджу, и в Баку. В итоге сегодня большинство удин исповедуют православие.

     «Отсутствие собственной церкви — основная наша проблема на сегодня». Официальное признание албанской религиозной общины дает удинам надежду на полноценное восстановление своей апостольской церкви. «Это было одной из главных надежд нашего народа с середины ХЫХ в., и она начинает сбываться.

     Армяне и сегодня пытаются делать все возможное для того, чтобы Албанскую церковь считали армянской. «Они продолжают утверждать, что все церкви на территории Нагорного Карабаха «исконно армянские». Это не так. Хотя бы тот же Гандзасарский собор ХЫЫЫ в., построенный  Гасан Джалалом, церкви в Кяльбаджаре и все церкви в НК и за его пределами».

     Одним из первых шагов зарегистрированной общины станет реставрация одной из церквей на территории селения Нидж. «Там будут вестись службы на албанском (удинском) языке». Для этого сегодня переводится на удинский язык Евангелие сказал председатель общины Роберт Мобили. Председатель удинского национального центра «Орайин» Жора Кочаари, кроме того, работает сегодня над изданием разных албанских книг культурной направленности. Членами общины можно считать всех азербайджанских удин. «4400 человек проживает в селении Нидж Габалинского района, около 100 — Огузе, много удин и в Баку». Они надеются, что религия поможет национальной консолидации удинского этноса.

     «Мы хотим довести до сведения азербайджанской общественности новость о нашем возрождении, и поблагодарить всех, кто нам помогал в этом» — под итожил председатель общины.

                                        Газета «ЭХО», №97 от 24.05.2003г.