Ни один из этносов проживающих в Азербайджане, не вызывает столь пристального внимания ученых и политиков, как удины. В союзе с 25 племенами удины создали первое федеративное государство Востока — Кавказская Албания, о котором упоминается в исторических трудах Геродота, Страбона, Плиния, Каланкатуйского и др..
Они являются прямыми потомками кавказских албанцев — автохтонов Кавказа и право приемниками христианства в Азербайджане. Именно в Азербайджане удины сохранили веру (религию), язык и традицию в отличие от окружающих их соседей. Почему это не удалось в отношении албанских этносов соседних государств и Дагестана? Этот феномен для антропологов, этнологов, лингвистов, историков и генетиков представляет огромный интерес. Но феномен не связанный с географической средой проживания (высокие горы или необитаемые острова); удины проживали и живут в настоящее время на равнинной местности, — феномен заключается в толерантнасти азербайджанского народа, который никогда не делал попыток насильственной исламизации удин.
Изучение удинского феномена не только в истории Кавказкой Албании но и в многовековой истории христианства Азербайджана снимает к нашему будушему ровно столько вопросов, сколько возникает к нашему прошлому. Христианский период в истории Азербайджана оставило после себя большое количество памятников, свидетельствующих о христианском прошлом народов, прожи-вающих на исторической территории Кавказской Албании, так как Албанская Церковь является одной из древнейших церквей не только на Кавказе, но и всего христианского мира и имеет апостольское происхождение. К сожалению, по вине непростых исторических процессов, большинство из них было разрушено и уничтожено. Древнейший храм Кавказской Албании — церковь Св. Елисея в селении Киш, является сегодня памятником многовековой христианской культуры Закавказья. История христианства в Азербайджане берет начало с апостольского периода. Первыми проповедниками христианства считается Св. апостол Ворфоломей и ученик Св. апостола Фаддея — Св. Елисей, рукоположенный апостолом Иаковым братом господнем в Иерусалиме, построивший первый христианский храм — мать церквей на Кавказе Киш, а в начале IV века албанский царь Урнайр принимает христианство в качестве государственной религии.
Не случайно после упразднения Кавказской Албании, как государство в 705 году, христианство и албанская культура пережила Ренессанс в ХIII веке — факторами давшими основание на это были политическая самостоятельность государства, стремление властей, духовенства и народа независимости как политической от Персии и Византии, так и канонической — от Иерусалимской церкви. В период правлении Джаваншира и Гасан Джалала в истории христианства Азербайджана происходит большие изменения в политике сближения с Римом и Византией, строятся новые храмы, часовни, несколько монастырских комплексов и сотни албанских церквей объединенных в 12 епископств, с достаточным числом епископских кафедр, со своим монашеским институтом, богослужением, догматикой. Поэтому все утверждения армянских «ученых» о подчиненности албанской церкви армянской церкви и принятии албанами в том числе удинами христианства от армян является ничем иным, как пропагандистским трюком. Все эти утверждении служит для обоснования на право на эту территорию, историю, культуру и памятники Кавказской Албании. Поэтому им необходимо, чтобы удины были «армянами».
Удины-христиане считают просветителем и создателем Албанской церкви святого Елисея, ученика апостола Фаддея, прибывшего из Иерусалима. Для удин Святая Земля всегда обладала притягательной силой, Албанская церковь связана с Иерусалимом и как благостную весть о возрождении восприняли удины известие о том, что в 1997 году в одном из монастырей Синая обнаружена албанская рукопись — литургический сборник церковных чтений. Ценность находки в том, что после упразднения Албанской церкви в 1836 году, армянская церковь уничтожила богословские манускрипты на удинском языке. Кроме того, албанский лекционарий сохранил несколько вариантов прочтений «Нового завета», которые будут иметь серьезное значение для реконструкции архетипа Священного писания. Дешифровка этого текста стала возможной только после привлечения к работе удинского языка. «Таким образом, по мнению акад. З. Алексидзе и других ученых, письменным языком Кавказкой Албании признан недалекий предок современного удинского языка. Известие о найденной в Синае рукописи с большей радостью воспринята удинской общиной и азербайджанскими историками. Это известие стало еще одним подтверждением, того, что святой Елисей был в Азербайджане, участвовал в возведении первой апостольской христианской церкви Киш на Кавказе. По мнению норвежских и наших археологов проводивших раскопки на территории Кишского храма это событие произошло в конце первого века. Церковь отреставрирована в 2003г. и воспринимается христианами Азербайджана как доказательство апостольского начала и автокефальности албанской церкви.
Несмотря на покорение албан-христиан арабским халифатом который принудил албанскую церковь к подчинению армянской церкви, удинские патриархи продолжали рукополагаться удинскими епископами, а удинские богословы создавали свои труды на родном языке не спрашивая у армянского каталикоса вплоть до упразднения Албанской церкви 1836 г.
Нарастающее с IX века противостояние между Албанской и Армянской церквями привело к тому, что в 1836 году рескриптом императора Николая I была упразднена Албанская церковь, а ее имущество было передано армянской. После упразднения Албанской церкви, политика агрессивного присвоения албанского этнокультурного наследия и трансформации его в армянское, проводимая Эчмиадзином с помощью царской России, а также политика деэтнизации албан осуществлялась, прежде всего, строительством и демонтажем церквей для албан-христиан, которую удины в знак протеста не посешали. В течении 30-летнего подчинения удин Эчмиадзинской церкви удины-христиане в 1867в знак протеста написали письмо царю Николаю, и перестали посещать свою удинскую церковь, построенную намного раннее и еще действующую до 1836г. предпочитав исповедаться дома. Удины долгое время сопротивлялись арменизации. Таким образом, произошло нарушение определенного иерархического соотношения церквей. Все церкви Нагорного Карабаха с того момента сразу стали именоваться армянскими, все христианское население этой земли автоматически переписали в армянское. Многие церкви были закрыты, в оставшихся богослужение велось только на армянском языке, так же как и обучение в удинских школах. Удины были вторыми (после азербайджанцев) по численности этносом в Нагорном Карабахе вплоть до XVIII столетия, когда началось массовое переселение армян из Турции и Персии. Это негативно сказывалось на этнической картине данного региона, и в том числе для удинов. В количественном отношении армяне становились в один ряд с тюркским и албанским этносом в регионе. Для начала новоприбывшие задействовали все имевшиеся у них рычаги для того, чтобы царское правительство ликвидировало Албанскую церковь, которая продолжала на тот момент активное существование. Под таким натиском, часть удин переселившись из Карабаха в Нидж, избежала григорианизации, арменизации.
Происходило очень серьезное и планомерное изживание албано-удинского и албано-христианского компонента из Нагорного Карабаха. В 1853 году был даже издан указ о том, чтобы удины прекратили посещать свои церкви и чтобы рядом с ними для этого были построены армянские церкви. Такое произошло даже в селении Нидж и в Огузском районе. В ответ удины просто перестали посещать как свои церкви, так и армянские, и продолжали исповедовать христианство в своих домах. Это привело к тому, что удины ездили крестить своих детей в грузинские церкви, а с образованием кафедры Русской православной церкви в Азербайджане стали приезжать в Гянджу, и в Баку.
Сто лет оказалось достаточно, чтобы карабахские удины были ассимилированы пришлым этносом — армянами. Часть удин приняв ислам, в большинстве в своем ассимилировались и растворились в формировавшейся тогда азербайджанской нации. Община Ниджа смогла избежать подобной участи и вот уже более 1200 лет продолжается этот уникальный в мировой практике эксперимент — социальная изоляция удин села Нидж. Уникальность удинского феномена в том, что с начала исламизации на Кавказе удины самоизолировались. Это закрытый мир в центре Кавказа, который сумел избежать отрицательного воздействия бурных исторических событий и многочисленных войн на генофонд наций. Длительность этого эксперимента по самоизоляции и консервации делает удин более интересным и перспективным обяектом для изучения актуальных для европейских наций вопросов, чем островные этносы и горные изолянты. Удины задают Европе вопрос, один из главных для ХХI века — какую тактику должны избрать европейские этносы для того, чтобы не утерять свое качество ? Вопрос актуален для всех народов. Удины — блестящее доказательство эффективности изоляционизма. Есть много аргументов за и не меньше аргументов против тактики изоляции. Здесь возможны открытия, которые внесут коррективы в стратегию сохранения наций. Удинский эксперимент жесток по отношению к этносу, но для науки он имеет громадное значение. Не случайно истории, теологии, антропологии, лингвистики и фольклору удин посвящено более 160 книг и монографий ученых. Это величайшее богатство изучают помимо наших ученых ученые Грузии, Украины, Германии, Норвегии, Польши, Франции, Чехии, США и Канады.
В Азербайджане делается многое для сохранения удин – одного из древнейших автохтонных этносов азербайджанской земли, донесшего до наших дней, как себя так и свой язык, религию фольклор, традиции и материальную культуру далекого прошлого, являющегося собой незаменимую и невосполнимую составную часть человечества.
Учитывая обособленный и особо-традиционный образ жизни, и исходя из всего вышеуказанного с целью сохранения языка, религии, фольклора и национальных традиций удинского этноса нами предлагается на базе п. Нидж создать музей под открытым небом по аналогии Хиналугского в Азербайджане и в других странах мира.