Албанская церковь: история, реальность и перспективы; его место в церковной иерархии и в политической жизни Азербайджана. Роберт Мобили

   Албанская Церковь является одной из древнейших церквей не только на Кавказе, но и всего христианского мира и имеет апостольское происхождение. Многовековое существование Албанской Церкви оставило после себя большое количество памятников, свидетельствующих о христианском прошлом народа, проживающего на исторической территории Кавказской Албании (IX в. до н.э. — XIII в. н.э.).

    К сожалению, по вине непростых исторических процессов, большинство из них было разрушено и уничтожено. Оставшиеся руины и остатки храмов является красочной иллюстрацией тех событий, которые происходили на Кавказе в периоды войн и междоусобиц.
Одним из народов, который населял его, были удины (утии, уди). Исторически сложилось так, что удины, как представители других народов, приняли христианство, первые миссионеры пришли сюда из Иерусалима в I-II вв. «Христианство распространилось тогда по всем уголкам Азербайджана, включая пределы современного Дагестана». В «Истории албан» местного автора Моисея Каланкатуйского говорится, что святой апостол Елисей основал первую на Кавказе церковь Киш которое стало затем метрополией, она находится в одноименном селении Шекинского района, реставрированная в 2003 году.

  В начале IV века албанский царь Урнайр принимает христианство в качестве государственной религии. Начиная с IVв., в Албании уже своя Автокефальная (самостоятельная) церковь с достаточным числом епископских кафедр, со своим монашеским институтом, богослужением, догматикой. Факторами, давшими основание для учреждения автокефалии Албанской Церкви, были политическая самостоятельность албанского государства, стремление властей, духовенства и народа к независимости как политической — от Персии и Византии, так и канонической — от Иерусалимской церкви. Поэтому все утверждения армянских «ученых» о подчиненности албанской церкви армянской и принятии албанами христианства от армян является ничем иным, как пропагандистским трюком. Что самое интересное, исследования албанских, грузинских и армянских источников убеждают, что на Кавказе с первых веков нашей эры и в период раннего и позднего средневековья практически были две церкви — Албанская и Грузинская.

  В 1977 году член-корреспондент АН Грузии Заза Алексидзе разыскал в монастыре св. Екатерины на Синае (Египет) грузино-албанский палимсест, на котором под грузинским текстом располагаются надписи на албанском языке. Дешифровка этого текста стала возможной только после привлечения к работе удинского языка. «Таким образом письменным языком Кавказкой Албании, по мнению Алексидзе и многих других ученых, сегодня признан недалекий предок современного удинского языка». Удины как единственные наследники христианства в Азербайджане всегда ощущали себя прямыми потомками древних албан, им удалось сохранить самоидентификацию благодаря религиозным, культурным и др. отличиям. Остальные народы Албании (и в том числе часть предков удин), приняв ислам, в большинстве своем растворились в формировавшейся тогда азербайджанской нации.

  Точно так же, с помощью исторических документов легко опровергнуть другой трюк об изобретении Маштоцем не только армянского и грузинского, но и албанского алфавита. Существование литургических памятников на албанском языке было подвержено в 1996г. находкой в монастыре Св. Екатерины на Синае — албанского алфавита с более сотни страниц албанских текстов (составленный на рубеже IVв.), богослужебного назначения (лекционарий). Находка доказывает наличие в албанской церкви Священного Писания и Нового Завета на родном языке.

  С VI по ХIIIв. центр Албанской Патриаршей Церкви находился в Барде (а до того — в Чоле, Кабале) бывшей столице Албанского государства. С ХIIIв. Центр перемешается в Карабах, где была построена патриаршая церковь — Гандзасар, которая обслуживала албан-удин до 1836г. После включения Северного Азербайджана в ХIХв. в состав Российской империи, в 1815г. сан албанского патриарха-каталикоса был упразднен царским указом (с этого времени предстоятель албанской церкви являлся митрополитом). В 1836 году был издан рескрипт императора Николая Ы, в котором говорилось, что Албанская апостольская автокефальная церковь упраздняется, и все ее имущество передается Эчмиадзинской (армянской) церкви, включая архивы и все документации.

  Таким образом, произошло нарушение определенного иерархического соотношения церквей. Все церкви Нагорного Карабаха с того момента сразу стали именоваться армянскими, все христианское население этой земли автоматически переписали в армянское. До середины ХIХ века в НК еще существовало значительное количество удинских сел, к концу ХIХ — началу ХХ вв. их уже практически не оставалось. В начале ХIХ века, после заключения Гюлистанского и Туркменчайского договоров, на территории Карабаха в массовом порядке стали переселять армян. Это негативно сказывалось на этнической картине данного региона, и в том числе для удинов. В количественном отношении армяне становились в один ряд с тюркским и албанским этносом в регионе. Для начала новоприбывшие задействовали все имевшиеся у них рычаги для того, чтобы царское правительство ликвидировало Албанскую апостольскую церковь, которая продолжала на тот момент активное существование.

  11 Марта 1836 г. императором Николаем I было подписано особое «Положение» об армянской церкви. Согласно этому документу был упразднен албанский каталикосат, а на его месте образованы две епархии ( Шуша и Шемаха ) в юрисдикции григорианского католикосата. После этого акта албаны-христианы в том числе удины должны были принять григорианство и исповедоваться в епархиях Эчмиадзинской церкви, что привело к культурно-идеологической ассимиляции части албан-христиан.

  После упразднения Албанской церкви, политика агрессивного присвоения албанского этнокультурного наследия и трансформации его в армянское, проводимая Эчмиадзином с помощью царской России, а также политика деэтнизации албан осуществлялась, прежде всего, строительством и демонтажем церквей для албан-христиан, которую удины в знак протеста не посешали. В течении 30-летнего подчинения удин Эчмиадзинской церкви удины-христиане в 1867в знак протеста написали письмо царю Николаю, и перестали посещать свою удинскую церковь, построенную намного раннее и еще действующую до 1836г. предпочитав исповедаться дома. Удины долгое время сопротивлялись арменизации.

  Под таким натиском, часть удин переселившись из Карабаха в Габалинский регион (места компактного проживания удин), избежала григорианизации, арменизации. Но удины не переступили порога этих «армянских» церквей и стали исповедовать христианство дома. «Часть удин принимает григорианство и уже называет себя армянами, другая — переезжает поближе к другим удинам, на территорию нынешнего Огузского и в село Нидж Габалинского района. Сохранился даже документ за авторством одного карабахского удина, направленный в царский Синод. В нем содержится просьба разрешить перейти в лютеранство. Почему»? Потому что, если он будет исповедовать христианство монофизитского толка, все окружающие будут продолжать считать его армянином».

  Происходило очень серьезное и планомерное изживание албано-удинского и албано-христианского компонента из Нагорного Карабаха. В 1853 году был даже издан указ о том, чтобы удины прекратили посещать свои церкви и чтобы рядом с ними для этого были построены армянские церкви. Такое произошло даже в селении Нидж и в Огузском районе. В ответ удины просто перестали посещать как свои церкви, так и армянские, и продолжали исповедовать христианство в своих домах.

  Это привело к тому, что удины ездили крестить своих детей в грузинские церкви, а с образованием кафедры Русской православной церкви в Азербайджане стали приезжать и в Гянджу, и в Баку.

  В 1909-1910 годах получив разрешение Эчмиадзинский Синод уничтожил старые архивные дела подведомственных епархий. По мнению многих исследователей, очевидно, что среди этих архивов были уничтожены уцелевшие до тех пор архивы албанской церкви. Армяне хотели уничтожить все, что было связано с албанами-удинами, и все, что напоминало им о не принадлежности этого народа к армянам, раздражало последних, чему можно привести множество примеров, ограничимся лишь одной историей, — Павел Флоренский, философ, видный церковный деятель, сын албанки из рода Мелик — Бегляровых, гюлюстанских меликов, один из активистов сношений албан с русскими, в своем письме к семье от 20 Сентября 1916 года писал: « Карабахские армяне, собственно, не армяне, а особое племя, в древности они назывались албанцами, а армяне зовут их ахаване…и сохранили особое наречие и нравы … далее говоря о своей матери, он указывает в ее нежелании сказать хотя бы слово по-армянски или говорить и читать об Армении или об армянах, равно как и зайти хотя бы из любопытства или нас завести в армянскую церковь». Церковь армянская явно националистична и сознается армянами таковой, — подытоживает Флоренский.

  Отличительной чертой Албанской Церкви от Армянской а также причиной сопротивления удин и всего этого является несколько основных факторов армянской фальсификации:

1. Исторический фактор. Неоспоримый факт упразднения и передачи в 1836 году албанской церкви в лоно Эчмиадзинской Церкви, что является основной причиной сопротивления и не служения удин армянской, григорианской (монофизитской) конфессии. Это церковный язык службы и конфессия.

2. Архитектурный фактор. Отличительная черта албанской церкви от армянской, строение самой церкви в архитектурном плане, высота входного проема и резкое отличие высоты его аспидной части.

3. Теологический фактор. Различные христианские конфессии (древо христианской церкви прилагается), различие в символах христианства, духовные главы и каталикосатская линия. Сохранился полный список албанских каталикосов (список прилагается) с 435г., начиная с Виро, Абас, Захария…….и последним Сергием Гандзасарским с титулом митрополита, на что армяне не могут претендовать.

4. Лингвистический фактор. Находка Албанского алфавита и полимсеста на основе древнегаргарского и удинского языков и албанские письмена и литургия, которые датируются IV в.- на одно столетие ранее появления армянской письменности и алфавита Месропа Маштоца..

5. Геолого-петроглифический фактор. Исследования в этой области посвящены мои научные труды. После упразднения Албанской Церкви, Эчмиадзин вмонтировал каменные плиты из тонко-кристаллического плотного известняка месторождений Нагорного Карабаха с армянской инвентаризационной надписью на стенах и входной части строений церквей, хотя все албанские культовые сооружения этого региона в том числе Кишская церковь и целый ряд исторических памятников левобережья Куры строительным материалом постройки являлся четвертичные травертины, из уникального Ниджского месторождения, не имеюшего аналога на Кавказе. Здесь следует отметить, что это был процесс инвентаризации и присвоения имущества, факт его уничтожения и факт вмонтирования армянской надписи датируемые не ранее 1828-1836гг.

  Все основные факторы научно-обоснованы и опираются на достоверных источниках. Оно закреплено возрождением Албано-Удинской христианской общины в 2003году и рестоврацией Кишской церкви. Факт восстановления, рестоврация и освяшения Русской православной церкви (РПЦ) 19 Мая 2006г. албано-удинской церкви «Чотари» Св. Елисея в Ниджи, места компактного проживания удин, это не только принципиальное значение для всех удин, но и восстановление исторической справедливости.

  «Отсутствие самостоятельной независимой церкви в Азербайджане — основная наша проблема на сегодня». Официальное признание албано-удинской религиозной общины дает нам надежду на полноценное восстановление своей апостольской церкви. «Это было одной из главных надежд нашего народа с середины ХIХ в., и она начинает сбываться. Армяне и сегодня пытаются делать все возможное для того, чтобы Албанскую церковь считали армянской. «Они продолжают утверждать, что все церкви на территории Нагорного Карабаха «исконно армянские». Это не так. Хотя бы тот же Гандзасарский собор ХIII в., построенный Гасан Джалалом, церкви в Кяльбаджаре, Лачине и все церкви в Карабахе и за его пределами».

  Если мы, конечно, хотим сохранить право называться право приемниками древнего государства Кавказская Албания, и не изучать этот период (до исламский — христианский) собственной истории, то конечно наши соседи присвоят себе нашу историю. Территориальные притязания наших соседей в основном связаны с этим периодом. Только возрождая свою Албанскую апостольскую автокефальную церковь можно сохранить свою историю, культуру и территорию на которую никто, и никогда не смогли бы претендовать. Из всего вышесказанного следует, что это не просто история удин или история и памятники Кавказской Албании — а история христианства в Азербайджане. Это наша история — История Азербайджана.

Основные выводы

К чему может привести сближение, подчинение, или становление Албано-удинской церкви приходом других традиционных христианских конфессий.

Армянская церковь. Исторический пример каким плачевным исходом стал присвоения албанской церкви Эчмиадзином для Азербайджана. Это Нагорный Карабах, арменизация всего христианского населения, деэтнизация и факт присвоения как христианского так и этнокультрного наследия Кавказской Албании.

  Грузинская церковь. Имеет как теологический, так и политический отрицательные аспекты. Церковная служба и язык в церкви на основе грузинского языка. Исход — в дальнейшем все население грузинифицируется. Пример, удины с. Октембери и ингилойцы-христиане Кахского района. Политический аспект — территориальные притязании под воззванием западной и восточной Кахетии, опять же под прикрытием единой конфессии. Пример СВ часть Азербайджана для Грузии (Белокани-Закатали-Кахи-Алазани-Шеки).

  Русская православная церковь. Албанская церковь древняя апостольская, когда как РПЦ имеет тысячелетнюю историю. Церковная служба на старославянском (на непонятном для нас) языке. Рескрипт императора Николая I 1836 г. об упразднении Албанской Церкви. Политические мотивы — это РЛС, межнациональные и межконфессиональные конфликты. На основе таких очагов возможен ввод войск ограниченного контингента.

  Римско-Католическая Церковь. Это прямое подчинение Ватикану — Папе Римской, так как территория Азербайджана находится под кормлением православной (ортодоксальной) церкви. Очень сложная церковная служба, литургия и органная музыка.

  Все вышесказанное не означает, что Албано-удинская церковь должна полностью отторгнуться от традиционных конфессий. Она должна опираться Русской православной церкви по конфессиальной линии и Католической церкви по древней и апостольской линии. Взять не более сложные обряды и формы для священников и служителей у грузинской церкви, а также молитвы и литургию у евангелийско-лютеранской церкви. Рукоположение получить от Иерусалимской церкви по прямой линии.

Рекомендации:

1. На основе 6000 удинской христианской общины Азербайджана, Албано-удинскую церковь переименовать в Албанскую Церковь Азербайджана как право приемник Албанской автокефальной и апостольской церкви. Примеры-аналоги: 1. Константинопольская церковь-Турция. 2. Коптская церковь — Египет. 3. Эфиопская церковь-Эфиопия. 4. Иерусалимская церковь — Израиль. 5. Арнавуртская церковь-Албания. 5. Кипрская церковь- Кипр.

2. Ранг Албанской Церкви в Азербайджане поднять на уровне с традиционными христианскими конфессиями, не ниже Русской православной церкви, как в других мусульманских стран и Израиля; аналогичные церкви в Турции (Константинопольская), Египта (Коптская), Эфиопии (Эфиопская) и Израиля (Иерусалимская).

3. Церковная служба, язык и литургия на основе удинского языка с удинским (на настоящее время) священником.

4. Церковь должна быть самостоятельной, независимой ни под каким видом прихода традиционных христианских конфессий (православной, католической или протестантской).

5. Рукоположение Албанские священники должны иметь по прямой линии с Иерусалимом, как было раньше.

6. Иметь государственную поддержку для реставрации Албанских памятников и культовых сооружений с целью развития индустрии туризма и инфрастуктуры Азербайджана на примере Турции и Египта.

Автор: Доклад Председателя Албано-Удинской Христианской Общины Азербайджана Р. Б. Мобили