Ни один из 121 этносов проживающих в Азербайджане, не вызывает столь пристального внимания ученых и политиков, как удины. Они являются прямыми потомками кавказских албанцев -автохтонов Кавказа. В союзе с 25 племенами удины создали государство Кавказская Албания, о котором упоминается в трудах Геродота, Страбона, Плиния. «Возраст» удин — не менее трех тысяч лет.
Язык удин относится к нахско-лезгинской языковой группе. Место компактного проживания удин — село Нидж на севере Азербайджана. Занятие сельчан – ореховодство, скотоводство, ремесла и шелководство. Удины — христиане и среди этносов Кавказской Албании единственные, кто сумел сохранить христианство монофизитского толка, распространенное в Кавказской Албании.
Новый удинский ренессанс. Удины считают просветителем и создателем Албанской церкви святого Елисея, ученика апостола Фаддея, прибывшего из Иерусалима. Для удин Святая Земля всегда обладала притягательной силой, албанская церковь связана с Иерусалимом и как благостную весть о возрождении восприняли удины известие о том, что в 2000 году в одном из монастырей Синая обнаружена албанская рукопись — литургический сборник церковных чтений. Ценность находки в том, что после упразднения Албанской церкви в 1836 году, Армянская церковь уничтожила богословские манускрипты на удинском языке. Кроме того, албанский Лекционарий сохранил несколько вариантов прочтений «Нового завета», которые будут иметь серьезное значение для реконструкции архетипа Священного писания.
Известие о найденной в Синае рукописи с большей радостью воспринята удинской общиной и азербайджанскими историками. Это известие стало еще одним подтверждением, того, что святой Елисей был в Азербайджане, в древнем удинском селе Киш и участвовал в возведении первой апостольской христианской церкви на Кавказе. По мнению норвежских археологов Б. Сторефельда и Б. Вегге, проводивших раскопки на территории Кишского храма в 2000-2001 года, это событие произошло в конце первого века. Церковь отреставрирована в 2003г. и воспринимается христианами Азербайджана как доказательство апостольского начала и автокефальности албанской церкви.
К началу V века в Албании было уже 12 епископств. В VII веке албанский царь Урнайр построил 365 церквей. До сих пор в Азербайджане сохранились десятки албанских церквей и несколько монастырских комплексов. В 705 году Албания была покорена и стала частью арабского халифата, который принудил албанскую церковь к подчинению армянской церкви. Несмотря на это, удинские патриархи продолжали рукополагаться удинскими епископами, не спрашивая у армянского каталикоса. Вплоть до XII века удинские богословы создавали свои труды на родном языке.
Удинский феномен. Принято считать, что в наши дни в Азербайджане живет около 4 тыс. удин. На самом деле потомков удин не менее 120 тысяч. Проживают они в Нагорном Карабахе и называют себя «арцахский народ». Это еще одна причина повышенного внимания к удинам, которые были вторым по численности этносом в Нагорном Карабахе вплоть до XVIII столетия, когда началось переселение армян из Турции и Персии.
Нарастающее с IX века противостояние между Албанской и Армянской церквями привело к тому, что в 1836 году решением священного синода русской церкви была упразднена Албанская церковь, а ее имущество было передано Армянской, Многие церкви были закрыты, в оставшихся богослужение велось только на армянском языке, так же как и обучение в удинских школах. Сто лет оказалось достаточно, чтобы карабахские удины были ассимилированы пришлым этносом — армянами. Часть удин приняла ислам и была ассимилирована азербайджанцами и лезгинами, Община Ниджа смогла избежать подобной участи и вот уже 1200 лет продолжается этот уникальный в мировой практике эксперимент — социальная изоляция удин села Нидж. Неслучайно антропологии, языку, истории, фольклору удин Ниджа посвящено более 160 книг и монографий ученых Европы и США.
«Для антропологов, этнологов, лингвистов, генетиков удины представляют огромный интерес» — говорил доктор истории Б. Сторефейл на проходившей летом в Баку международной конференции «Удины — вчера и сегодня». Главной темой выступлений ученых была роль удин в создании и укреплении древнейшего на территории Кавказа государства — Кавказской Албании и Албанской церкви. Тур Хейердал неоднократно бывал в Нидже и благодаря ему группа норвежских ученых вот уже несколько лет изучает истории этого этноса.
Традиции и обычаи. Традиции удин столь же великолепны, сколь романтична история. Жених и невеста сдают экзамен на знание родственников до седьмого колена. Будущая свекровь наблюдает за тем, как невеста печет хлеб и разматывает нить из кокона тутового шелкопряда. Новорожденного обязательно купают в святой воде, а во время родов под подушку роженице кладется кинжал и головка чеснока. В присутствии тестя и старших братьев мужа, женщина не должна ласкать своих детей. На свадьбе после приема крепкой крестьянской водки обязательная программа — стрельба по мишени. Позор тому, кто не попадет — нельзя увлекаться спиртным, община за этим очень строго следит. Один из самых любимых праздников — кямрат и «жогулун ахсибай», он проводится весной. Во дворе церкви открывается застолье, затем танцы и раздача мяса бедным. Праздник весны проводится в марте. Во всех домах готовиться удинское блюдо «хярса», сладости и, конечно, крашеные яйца. Дети ходят по дворам, раздают цветы и распивают: корци-морци, корци-морци, са-эча, па-эча, кокла-эча Это значит: цветок Новруза, цветок Новруза, подари одно, подари второе, подари крашеные яйца. Зажигаются костры, и прыгая через огонь, подростки кричат: гача-гача аруго, гача-га аруго (тяготы-горести останутся в огне, тяготы-горести сгорят в огне).
Всей общиной широко и размахом отмечается пасха, опять обильное застолье во дворе рядом с церквью и танцы. Праздник созревания винограда — единственный, куда допуск женщинам строго запрещен. Не из-за обильных возлияний, но все, что связано с вином — это чисто мужская забота и присутствие женщин может только испортить вино. Самый «важный» праздник называется игриво — Хашки. Это праздник сбора урожая, отмечается в конце сентября. В этот день мужчины и женщины поднимаются к истокам («ораин») рек и собирают в специальные сосуды воду. Ее будут хранить в своих домах до следующего года, вода — символ изобилия и счастья в каждом доме. Удины считают, что у тутового дерева есть душа, просят у святого Елисея защиты от болезней для дерева и тутового шелкопряда. С 1992г в Нидже создан совет по сохранению культурного наследия и традиций удин.
Образование. В 1990 году численность удин в городе Огуз сократилась с 3 тысяч до 70 человек. Уехали приверженцы григорианства, взявшие себе армянские фамилии. С 1854 до 1927 года в Огузе и Нидже преподавание велось только на армянском. Это нанесло огромный ущерб удинскому языку, вере и привело к тому, что часть удин стала воспринимать Кавказскую Албанию как чисто армянское государство. Преподаватели-армяне убеждали в том, что
удины должны быть благодарны армянскому народу, подарившему удинам веру, писменность и построившему им церкви. Ассимилировав удин — первых христиан Кавказа, армяне стремились ассимилировать их историю, фольклор, архитектуру, в конечом счете «присвоить» Кавказскую Албанию. Ныне преподавание ведется в трех школах Ниджа на русском языке, а в двух — на азербайджанском. Во всех школах преподается удинский язык и закон Божий.
Еще десять лет назад на удин, да еще с армянскими фамилиями смотрели у нас искоса, сейчас же на них надеются — древний этнос может восстановить диалог наций, он пережил потрясения исторические такой силы, перед которыми карабахский конфликт — не более уличной драки.
Инновации. В Азербайджане создан и активно действуйет Центр по изучению Кавказской Албании. В 2002 году зарегистрирована удинская религиозная община. Отреставрирован храм святого Елисея в селе Киш, в котором разместился музей Кавказской Албании. Идет реставрация храма в селе Нидж, которая будет завершена к концу этого года. Все активнее обсуждается проблема возрождения Албанской автокефальной церкви. В Баку проведены две международные конференции по албанистике.
Многое надо сделать для освобождения потомков албан от привнесенного армянами. Воссоздание Албанской церкви позволит собрать рассеявшийся этнос. Отдаление людей с удинским самосознанием от армянской церкви все ускоряется и этот процесс способствует созданию эффективной политики в отношении нацменьшинств. Во многом благодаря удинам происходит смещение акцентов в национальной политике государства: не отношение титульной нации к нацменьшинствам плодотворно для Азербайджана (такая постановка странна для тех же удин-автохтонов Кавказа), а важен диалог наций и религий.
Историкам удалось убедить нашу общественность в необходимости возрождения Албанской церкви, что окажет положительное влияние на решение межнациональных конфликтов на всем Кавказе. Удины пример того, к каким бедам приводит невнимание к истории нацменьшинств и как опасно пренебрежение к доисламскому периоду собственной истории. Ведь до 1960 года в Азербайджане не изучалась Кавказская Албания, просуществовавшая на территории Азербайджана и юга Дагестана с IV века до н. э., до восьмого столетия. Зато очень активно изучалась армянами.
В заключении приведем мнение епископа Бакинского и Прикаспийского Александра: «С точки зрения канонического права, безусловно, этот рескрипт (указ Священного Синода о ликвидации Албанской церкви) не являются легитимным…..Таким образом, ликвидация Албанской церкви, не соответствует нормам канонического права и признать его легитимным не представляется важным». (Журнал «История Кавказа», июнь, 2002).
Газета «БИРЖА Plus», от 05.09.2003г.