Вернуть удинам веру и надежду на будущее. Д. Дорина

   Албано-удинская община Азербайджанской Республики зарегистрирована 10 Апреля 2003 года. Ее главной задачей является возрождение Албанской Апостольской Автокефальной церкви, а также сохранение культуры, языка, традиций удинов, решение других вопросов, связанных с жизнью этого одного из малочисленных народов мира: удины занесены в красную книгу ООН как исчезающий этнос. 

       В настоящее время  удинов насчитывается всего около 10 тыс. человек. Наибольшая их часть 4.5 тыс. человек компактно проживает в с. Нидж Габалинского района, сообщил зам. председателя общины Зураб Кананчев. Около 30 семей живет в Огузе, около 150 человек — в Баку. За пределами Азербайджана наибольшее число удин проживает в России — около 5 тыс. человек, а также в Грузии, в с. Октомбери.

     Сам Зураб по образованию историк, является аспирантом института истории НАН, одним из учредителей Центра Исследований Кавказской Албании, которым руководит проф. Фарида Мамедова. Тема диссертации Зураба — «Албанская Апостольская Автокефальная Церковь». Он может немало рассказать о прошлом своего народа. Но сегодня все эти факты тысячелетней и столетней давности приобрели особую актуальность и значимость. Ведь, используя древние корни удин на азербайджанской земле, наши агрессивные соседи предъявляют территориальные претензии. Поэтому вполне уместно вновь и вновь обращаться к событиям давно минувших лет. В то же время отдельные факты истории удинского народа помогают лучше понять те цели и задачи, которые ставит перед собой община сегодня.

       История удин насчитывает 2,5 тысячи лет. Впервые об утиях упоминает «отец истории» Геродот, описывая Марафонское сражение.

       Удины — самоназвание народа уди или уды, являющихся потомками древних утиев, обитавших на обширной территории Южного Кавказа. Они являются его автохтонным населением, что подтверждается лингвистическими, антропологическими и археологическими данными. Удины компактно проживали на территории нынешнего Нагорного Карабаха, в области которая в средние века называлась Отена (Утик), а также на сопредельных землях. Удины были одним из крупных племен, которые наряду с албанами составляли население Кавказской Албании. Первая христианская церковь была построена здесь еще в Iвеке н.э., а в 314 году албанский царь Урнайр принял христианство в качестве государственной религии.

         В начале VIII века Кавказская Албания пала под ударами Арабского халифата. И в это время каталикос Армении Илия обращается к халифу с письмом, в котором просит передать все албанские храмы — поскольку албаны придерживаются христианства «неправильного» византийского толка — армянской церкви. Халиф, ведущий борьбу с Византией, удовлетворяет эту просьбу. Часть священных книг албанов и удинов была утоплена в Тер-Тере, другая вывезена в Восточную Анатолию, где и исчезла. Это была первая попытка арменизации и григорианизации удинов, но она не имела большого успеха. После ослабления Арабского халифата албаны и удины возвращаются к своей религии и становятся независимыми от армянского каталикоса.

           Албанская Апостольская Автокефальная церковь просуществовала вплоть до первой четверти ХЫХ века, когда царизм, после присоединения Северного Азербайджана начал переселять в Нагорный Карабах армян из Персии и Турции. 1836 году царь Николай Ы издает рескрипт о ликвидации Албанской церкви и передаче ее в лоно Эчмиадзина. Удинам было запрещено молиться на своем родном языке, посещать албанские храмы, рядом с которыми начали возводиться армянские церкви. В селе Нидж даже была построена школа с преподаванием на армянском языке.

        1853 году уже каталикос всех армян издает постановление, запрещающее удинами посещать собственные храмы. После этого албанские культовые сооружения и все их имущество было передано армянской церкви. С этого времени начался глубокий процесс деэтнитизации удин и их арменизации не только в Нагорном Карабахе, но и на прилегающей территории.

        Но удины сопротивлялись, они не хотели терять ни своей церкви, ни своего языка. Однако в Нагорном Карабахе  «духовная агрессия» новых поселенцев была столь мощная , что удинам  не удалось ей противостоять. А в Огузе (бывший Варташен) именно в это время удины, чтобы избежать арменизации, начали посылать молодых людей учиться в соседнюю Грузию и Россию, где они принимали православие. Молились удины и у себя дома, лишь бы не посещать армянские церкви. В Габалинском же районе (бывший Куткашен), где было несколько удинских сел, некоторые их жители принимали ислам, лишь бы избежать необходимости посещать армянские церкви и молиться не на родном языке.

       «К сожалению, до сегодняшнего дня удин, проживающих в Нидже, — отметил З. Кананчев, продолжают считать армянами, что это негативно отражается на многих сторонах их жизни. Поэтому цель нашей общины — рассказать правду об истории, культуре, традициях удинского народа, показать, что удины — это не армяне, это два разных этноса. Единственное что нас объединяет с армянами — христианство, да и то, мы относимся к его разным направлениям. Несмотря на  все сложности, вопреки давлению и агрессивной политике армян удины сохранились как народ, сохранили свой язык, культуру, религию. Помогла этому толерантность азербайджанского народа, который никогда не делал попыток насильственной исламизации удин, в то время  как армяне постоянно утверждали и утверждают, что удины — это армяне. Чтобы обосновать свое право на эту территорию, историю, культуру, памятники Кавказской Албании им необходимо, чтобы удины были армянами».

       В процессе создания удино-албанской христианской общины были проведены встречи с представителями удинского населения в Огузе и Нидже, на которых были избраны представители в совет учредителей. Это Светлана Агабабаева и Джульетта Агасиева от Огуза, Георгий Кочаари (он же является руководителем культурной удинской общины  «Орайин»), Максим Айрумов, Сергей Антонов — от села Нидж, Семен Поладов, Зураб Кананчев и Роберт Мобили и др. — от Баку. Р. Мобили избран председателем удино-албанской христианской общины. Ее отделения сейчас действуют в Нидже (Г, Кочаари) и Огузе (С. Агабабаева).

         Большую поддержку община получила со стороны государственных органов — Госкомитета по работе с религиозными образованиями во главе с Рафиком Алиевым, советника Президента по национальным вопросам Идаята Оруджева и Министерства культуры во главе с П. Бюль-Бюль оглы.

        В пяти школах с. Нидж, в которых кстати, обучение ведется и на азербайджанском, и на русском языках, удинский язык преподают в начальных классах. Чтобы организовать его обучение до 8 класса, необходимо подготовить учебники, отметил мой собеседник. Кстати, в шести европейских университетах удинский язык изучается как составная часть южно-кавказских языков.

        И, самое главное, Центр Исследований Кавказской Албании начал осуществлять проект по реставрации церкви в с. Нидж, которая относится к ХВЫЫ — началу ХВЫЫЫ в. Работы с октября 2003 года ведутся при финансовой поддержке Норвежской гуманитарной организации. Завершить их предполагается к маю будущего года. Содействие в осуществлении этого проекта оказывают Министерство культуры Азербайджана, Строительный Университет и  культурная община «Орайин». В дальнейшем планируется восстановить и другие храмы в Огузе и Нидже, а если будет необходимость — то и возводить новые. А сейчас в удинской общине обсуждается  вопрос о том, какой направленности должна быть возрожденная церковь.

        «Большинство членов общины, — сказал З. Кананчев, — как и я сам, считает что восстановленная церковь должна быть православной. Есть правда, и другие мнения. Но я думаю, к общему решению мы придем. Хочу отметить, что в Московской патриархии  о нашем существовании уже знают, нас приглашали, наряду с руководителями других религиозных конфессий Азербайджана на миротворческий форум в Москве, который проходил в начале марта. Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил в этом году нашу общину с праздником Пасхи. Естественно, что мы постоянно встречаемся и с епископом Бакинским и Прикаспийским Александром». Начата работа по переводу Евангелия и других священных книг на удинский язык. Одновременно издаются книги, посвященные культуре и традициям удин. Уже вышло на азербайджанском языке этнографическое исследование «Свадебные обряды удин», готовиться к выходу другая книга — «Похоронные обряды удин» под авторством Г. Кочаари.

            Но только религиозными вопросами община не намерена ограничивать свою деятельность. В ее планах — осуществление проектов в области здравоохранения и медицины в местах компактного проживания удинов; планируется в ближайшее время  провести общеудинский съезд. Есть планы по развитию малого и среднего бизнеса, открытию Интернет-клубов, курсов по изучению английского языка. Все это, считает Зураб Кананчев, будет способствовать адаптации удин к условиям современной жизни и одновременно уменьшит их отток из Азербайджана.

           Думается, что поддержки на государственном уровне заслуживают проекты по проведению туристических маршрутов через места компактного проживания удин — а там есть что показать — и созданию в селе Нидж исторической деревни, где туристы могли бы не только отдохнуть, но и познакомиться с культурой, традициями, кухней удин.

          «Идей и проектов много, — подвел итог нашей беседы Зураб Кананчев, — и мы не тешим  себя иллюзией, что все их удастся быстро и легко осуществить. Но мы упорно и последовательно будем работать в избранном направлении, искать спонсоров. Главное — существует понимание наших проблем со стороны государства. Ее мы ощущали и при Гейдаре Алиеве, чувствуем ее и сейчас. И мы думаем, что сможем сделать все, чтобы каждый удин не ощущал себя ни в чем обделенным, и, прежде всего, в вопросах религии.

                                 Газета «АСПЕКТ», от 22-28 Мая 2004 года.