Генезис архитектуры Кавказской Албании и критика фальсификаторов. Давуд Ахундов

    Азербайджан – страна с богатейшим архитектурным и художественным наследием – издавна находилась на пересечении важных торговых путей  из Азии в Европу. Земли плодородного Кура-Аракского двуречья и священных огней Апшеронского полуострова были очагами, где на протяжении многих тысячелетий зарождались и распространялись по всей земле жизнь, культура, архитектура и искусство.(1)

          Во многих районах Азербайджана были обнаружены древние поселения VI-III тыс. до н.э. В самом древнем поселении Шому-Тепе были обнаружены постройки трех типов – жилые, хозяйственные и культово-ритуальные. Возводились они из сырцовых плосковыпуклых кирпичей.

          В поселении Иланлы-Тепе V тыс до н. э. в Карабахской степи был обнаружен первый протохрам, а в Кельбаджарском районе было раскрыто поселение, среди которых находился крупный многокомнатный дом III тыс. до н. э., огороженный оборонительной стеной. Это, можно считать, была первая протоцитадель, возникшая для защиты от нападений соседних воинственных племен.

          Впоследствии древнейшие каспии растворились в этнической толще албан и уже в IV в. до н. э. впервые появляется упоминание о них в описании битвы при Гавгамеле, где указывалось, что албаны-воины стояли справа от войск персидского царя Дария III.

          В античный период Кавказская Албания (Агвания) располагалась на обширной территории, что подтверждается разноязычными источниками I в до н.э. — X в. Согласно этим сообщениям страна занимала территорию от Дербента на севере до р. Аракса на юге, от Каспийского моря на востоке до Малой Азии на западе. (2)

          За время существования государства Кавказская Албания имела несколько столиц. Первая из них, по моему мнению, был город Албанополь, Албанус, Албакус, Ал-Баку. Свидетелем тех времен является дошедший до нас храм семи планетных богов – Девичья башня VII в. до н. э. Рядом с этим городом были созданы Вторая Бакинская крепость V в. до н. э. и культовая крепость Сабаиль VI-V вв. до н. э.  Впоследствии столицами были города Партав (Барда) и Кабала.

          Немногие руины крепостей, храмов и захоронений, обнаруженные учеными, говорят о величии и красоте древних столиц, а проекты их реставрации открыли для потомков неповторимые образцы древней архитектуры.

        На прикаспийской низменности для защиты от нашествия северных кочевников были возведены оборонительные сооружения. Первой были стены Дербентской крепости, которые двумя рядами перегораживали всю приморскую низменность и уходили на 40 км. в горы. Вторые заграждения начинались от крепости Чирах Кала. Третьи стены шли от крепости Беш Бармаг, которые, как и предыдущие,   загораживали всю низменность и далеко уходили в море. Далее шли бакинские крепости и замки цитадели, расположенные на апшеронском полуострове. Все указанные оборонительные сооружения, несмотря на разные планировочные и объемно-пространственные решения, несли в себе много общих черт, которые объединяли их в единую Албанскую фортификационную архитектуру. Описанные крепости и оборонительные стены защищали Апшеронский полуостров и плодородные земли Кура-Араксинской низменности. Апшеронский полуостров и к югу от него прикаспийские земли были местом, где из под земли вырывались легко возгорающиеся нефтяные газы.

          Во многих апшеронских поселениях, несомненно, горели «вечные» огни на местах выхода газов.

          Естественные огни жителями отождествлялись с божеством и привлекали множество верующих паломников.

          Горели эти огни у подножия холмов по берегам Каспия, а крупное поселение, возникшее вокруг одной из группы огней, разрослось в город-крепость Баку — огненную столицу священных огней.

          Некоторые исследователи отмечали древнее происхождение города Баку. Английский ученый Флиндерс Петри считал тождественным название Баку «Bakhau», упоминаемого в египетской мифологии в «Книге Мертвых», относящейся к III тыс      до н.э. В санскритском языке «Bhaga» означало солнце, луна, в авестийском и древнеперсидском «бага» означало Бог, оно встречается в Бехистунской клинописной надписи V в. до н.э. также  в значении Бога.

          Кесрави Табризи, ссылаясь на данные раннесредневековых историков, отождествлял Баг-ван и Атеши Багуан с древним Баку, объясняя это как «город Бога» или место Бога. Он писал: «Город называется так потому, что в нем находится один из главных храмов огнепоклонников», имея ввиду башенный храм, прозванный Гыз-галасы или Хунзар-Гюнзар VII в. до н. э. (обращенный к солнцу). Храм этот своей величиной и выразительностью резко отличался от окружавших его мелких храмов и алтарей огня.

          Среди легенд, посвященных древнему Баку, есть легенда о богине Зуммуриаде, построившей себе башню предполагаемого нами на месте существующей Джума Мечети. Зуммуриада –Зумруд (Изумруд) – это богиня зеленой звезды Веги.

          Учитывая легенды и, обнаруженные археологами, руины древних построек, хочу высказать свое мнение, что в древнем священном городе Атеши-Бага-ван имелись следующие храмы: главный семиалтарный восьмиэтажный башенный храм, великого Митры или древнего Мазды, (Гыз Галасы) древний храм Апам Напата III-II тыс.  до н.э., Башенный храм Зуммуриады- богини Веги, по архитектуре идентичный храму семипланетных богов, рядом с ним храм Арта Вахишта – сына Ахура Мазды – духа огня, а рядом с главным храмом небольшой храм, скорее всего посвященный Вогу Мана (добрая благая мысль). Пять храмов внутри большого рабата – нижнего города. Этот город был культовым центром, вокруг которого располагались всевозможные комплексы – культовая крепость Сабаиль, Вторая  Бакинская крепость и множество храмов и алтарей.

Закавказье с глубокой древности было местом соприкосновения двух культур Запада и Востока. В результате указанного плодотворного взаимопроникновения народы Закавказья создали и развили свою высокую самобытную культуру. Земля Апшеронского полуострова на протяжении тысячелетий была известна, как место, где постоянно пылали газовые нефтяные факелы священных огней.

Это послужило тому, что он прослыл местом бога и божественных огней, а это стало причиной возникновения огнепоклоннических религий – Маздаизма, Азерастризма, а позже Зороастризма.

Несмотря на вышесказанное и на мощный соседний сасанидский Иран, исповедовавший Зороастризм, Кавказская Албания была страной, где христианство пустило свои корни еще в I в. н. э. , принесенное туда апостолом Елисеем.

Первая христианская община была им создана в г. Чога-Чала близ города Дербента. Создав вторую христианскую общину, он пришел в г. Гис (Гиш) недалеко от города Нуха (в настоящее время г. Шеки). В Гише им была построена первая апостольская церковь, праматерь всех христианских храмов Закавказья.

На этом месте возникли первые церкви наши, метрополия и просвещение (3).

В настоящее время эта церковь подробно обмерена профессионалами реставраторами кафедры «Архитектурные конструкции и реставрация памятников» Архитектурно-Строительного Университета.

На базе проделанных обмеров ими выполнен проект реставрации этого храма (4). Летом 2001 г. будут начаты реставрационные работы под постоянным наблюдением одного из проектировщиков, реставратора, принимавшего активное участие в обмерах указанной албанской церкви.

Недавно в интернете появилась заметка о том, что армянские «ученые» собираются реставрировать Хотаванский албанский монастырский комплекс, который они переименовали в Дадиванк на том основании, что в одной из церквей имеется могила святого Дади. Они собираются там отпраздновать так называемое 1700-летие христианизации Армении.

Они опускают неопровержимые факты того, что до XIX в. Армения располагалась в Передней Азии и никакого отношения не имела к Закавказью, где проживали, в основном, два народа: иберо-картлийцы – грузины и каспио-албаны — кавказские албаны – азербайджанцы. Таким образом, как мы изложим ниже, они никакого отношения не имеют к албанскому культурному наследию, древнему святилищу монастырскому комплексу Хотаванк, который находится на территории, оккупированной армянскими войсками, в Кельбаджарском районе Азербайджана. Ведение на этой территории каких-либо архитектурных, строительных и реставрационных работ говорит о полном пренебрежении Армении к решению ООН и Лиссабонской конференции по Нагорному Карабаху.

Историческая область Арсак (5) – Хаченское Албанское княжество – богато множеством произведений древних и средневековых зодчих. Одним из древних был монастырский комплекс Хотаванк. Согласно преданиям, первая однонефная базилика, сохранившаяся в полуразрушенном состоянии, была создана еще в I в. н. э.

С X по XIII в. Хотаванк становится христианским духовным центром албанского Хаченского княжества.

 В период правления албанского князя Гасана, сына Сакар`а Вахтанга (Бахрама) (1142-1182) в Хотаванке возвели купольную церковь (6).

Когда пришел к власти сын князя Гасана – Вахтанг, значение монастыря еще более укрепилось, там действовала гостиница, библиотека и была построена церковь женой Вахтанга Арзу-Хатун. Хорошо сохранившаяся эта церковь является одним из ценных памятников архитектуры раннесредневековой Албании. Внутри храма имеются фрагменты фресок, авторами которых считают Арзу- Хатун и ее дочерей.

Их современник, албанский историк из города Гандзак-Ганджи Киракос Гандзакский писал, что они наделены талантом и искусством изображения. Княгиня Арзу – Хатун в 1214 г. построила ее в память о погибших сначала муже, а затем двух сыновей.

Поскольку Хотаванк является исконно албанским памятником, армянские «реставраторы» не имеют никакого морального права производить какие-либо восстановительно-строительные работы. Они переименовали название монастыря, которое он имел более полутора тысяч лет и вместо Хотаванка назвали его Дадиванком, и без совести и чести производят там свои перестроечные работы.

Исходя из прошлого горького опыта можно с уверенностью предполагать, что многое в этом бесценном албанском памятнике истории архитектуры будет фальсифицировано и арменизировано, они постараются стереть с памятников все следы, свидетельствующие о его албанском происхождении.

С сожалением приходится констатировать, что агрессия политическая и военная с молчаливого согласия общественности сопровождается агрессией культурной на базе лжи и болезненной мечты о никогда не существовавшей великой Армении.

Библиография:

  1. Ахундов Д. А. Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. Баку. 1986.

2. Историческая география Азербайджана. Баку. 1987 г.

3. Моисей Каланкатуйский. Исторя Агван. СПб. 1861.

4. Под руководством профессоров Мамедовой Г. Г. и Ахундова Д. А.

5. Арсак. Ар-муж, мужественный; Сак-саки, одно из 26 албанских племен. Земля    мужественных саков.

6. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван. 1963.

7. Ахундов Д. А. Остановить фальсификаторов. Газ. Бак. Рабочий. 7.X.1990.

8.Кавказ и Византия № 6. Карапетян С. Г. Памятники средневековой  архитектуры в гаварах Шаки и Капалак собственно албании. Ереван. 1988.

 

  Ахундов Давуд Ага оглы доктор архитектуры, профессор АзАСУ