Об Азербайджане не без основания сложилось представление как о стране, едва ли не вся территория которой является огромным своеобразным музеем. Действительно, трудно назвать какой-либо регион страны, который не сохранил бы памятников материально-художественной культуры народов (1, с.5).
На протяжении долгого времени было принято считать Азербайджан исключительно мусульманской страной, ибо существует огромное количество великолепных творений этого периода в разных регионах страны. Но ни в коем случае нельзя забывать, что ислам пустил здесь корни лишь в УШ-1Х вв., а до него и одновременно с ним, в разных регионах страны последовательно сменяли друг друга и развивались в теснейшем взаимодействии маздаизм, митраизм, зороастризм и христианство, оставляя после себя замечательные образцы культовых построек. Именно в эти периоды происходило формирование основных принципов и приемов азербайджанского зодчества, которые повлияли и на зародившуюся позднее исламскую архитектуру. Как писал П.Д.Барановский, Албания «жила еще перед нашествием арабов интенсивной культурной жизнью, создавая свои архитектурные ценности» (2,с.33).
Неповторимость азербайджанской культуры заключается в том, что на протяжении веков здесь происходил процесс смены нескольких религий, каждая из которых не только порождала новые, характерные для ее культа типы построек, но и способствовала взаимопроникновению зодчества нескольких религий. Принимая новое религиозное учение, народ не отказывался полностью от старого: былые обряды теснейшим образом переплетались с новыми, способствуя мирному сосуществованию в Азербайджане нескольких религий. В результате подобной веротерпимости народа происходило взаимовлияние архитектурных и строительных приемов в храмах разных религий, что было вполне закономерно, так как они создавались зодчими одного народа. Активный контакт с другими народами и обмен культурными ценностями повышали собственную культуру исторического Азербайджана. Однако архитектура Албании не стала ареной для художественных иноземных влияний. Албания выработала и сохранила собственное самобытное этническое искусство. Так, во взаимовлиянии с архитектурой сопредельных стран и под воздействием религиозных законов и обрядов создавались самобытные и неповторимые культовые сооружения Азербайджана.
Христианство представляло собой один из важнейших этапов истории исторического Азербайджана. Однако христианскому зодчеству Кавказской Албании до последнего времени не было уделено должного внимания со стороны азербайджанских исследователей, что создало возможность незаконно причислять расположенные на территории исторического Азербайджана памятники Албанского народа к чуждым культурам, по той причине, что мусульманское население, считая их чуждыми в религиозном плане, тем самым делало их бесхозными, доступными для других этносов, как это произошло с жемчужинами албанского зодчества Гандзасарским и Хотаванкским монастырями, а также множествами подобным им памятниками, расположенными на исконно азербайджанской земле, которые именуются фальсификаторами величайшими памятниками армянского зодчества.
На территории исторической Албании почти нет полностью сохранившихся средневековых памятников архитектуры. А ведь высокий расцвет культуры раннесредневекового Азербайджана был представлен, в первую очередь, богатейшими памятниками христианского культа. Зародившееся в начале эры христианское учение пустило корни в Албании в I в.н.э., хоть и было официально в качестве государственной религии принято лишь в IV в.
Важнейшей составной частью этой большой проблемы является изучение христианской культовой архитектуры, которая представляет собой наиболее многочисленную и художественно-ценную часть архитектурного наследия Албании.
Ранние христианские храмы Кавказской Албании формировались в основном на основе изучения и использования принципов возведения храмов дохристианского культа. Первоначально под христианские храмы переделывались старые языческие постройки. В результате такого подхода к созданию христианских храмов в ранний период появились первые церкви: зальные и однонефные базилики (храм в Гяуркала Агдамского района — VI в., в Мазымгарай Белоканского района- V-VI вв., в комплексе Хотаванкского монастыря Кельбеджарского района — VI в.) и их производные- купольные залы, бескупольные нефные базилики (Тазакендская базилика- Агджебединский район, V1в., Кумская — Кахский район, V1в., Едди Килисе — Кахский район, VI в., Агогланская — Лачинский район,VI-VII вв). Появились круглые храмы: Килисадагский в Кабалинском районе-П-ШВВ., Мамрухский в Закатальском районе — Ш-IV вв., Лекитский в Кахском районе — V-VI вв.), конструктивная схема которых впоследствии получила распространение и в сопредельных странах. Возможно, что на зарождение подобной структуры повлияло более раннее четырехстолпие, проистекающее из культа огня. Позднее сложились купольные многонефные храмы и церкви «свободного» креста (церковь в селении Орта — Зейзит Шекинского района, IХ-Х вв.), развившиеся из традиционных в Албании форм и оказавшие влияние на ход всего архитектурного развития страны.
Как и сама историческая судьба албанского народа, так и развитие христианской архитектуры в различные периоды было неравноценным. Непрерывная цепь памятников уже в конце Ш — начале IV вв. достигла художественной зрелости, что в корне отличало эти памятники от византийских сооружений подобного типа и того же времени, допуская частичное влияние архитектуры Сасанидского Ирана. Точно также и декоративные приемы древнейших времен, предшествующих эпохе расцвета и классической зрелости, дали целый ряд элементов, применяемых впоследствии.
С течением времени первые темные зальные и центрические церкви под влиянием изменения трактовки культа сменились крестово-купольными храмами, ибо для новых праздничных церемоний требовалось больше света, места, пространства. Церковь стала не только культовым, но и светским и культурным центром. Появились более парадные купольные залы (Храм Гасана Великого в Хотаванке- Кельбеджарский район, ХШ в.), крестово-купольные храмы (Соборная церковь Арзу-хатун в Хотаванке — ХШ в., храм в Гандзасаре, Агдеринский район — ХШ в.).
Многочисленные неблагоприятные исторические процессы привели к необходимости защищать территории церквей, что обусловило создание монастырских комплексов, на территории которых помимо храмов располагались сооружения различного назначения (Мамрухский — Кахский район — IV в., Святого Елисея — VI-ХШ вв., Хатраванк — ХШ в, Большой Аранский — VI -ХШ вв., Гандзасарский — ХШ в. в Агдеринском районе, Едди Килисе — V-VШ вв. в Кахском районе и др.).
С конца VП в., как известно, значительная часть Закавказья оказалась под властью арабского Халифата. Естественный ход развития архитектурных форм был насильственно прерван. И лишь с IХ в. начался новый подъем зодчества Азербайджана. Рассматривая исламскую архитектуру Азербайджана, связанную с охватившим многие страны исламским движением (с VП-Х вв.), хотелось бы отметить, что на развитие архитектурного прогресса оказало колоссальное влияние формирование различных школ зодчества в соответствии с неоднородностью строительных материалов в разных регионах страны. Однако в создании шедевров мусульманского зодчества огромное значение имели архитектурное и художественное наследие доисламского периода.
Как и в христианском зодчестве, процесс формирования первых мусульманских мечетей происходил путем перестройки храмов предшествующих религий. Поэтому первые мечети Азербайджана напоминали по своей архитектурно- планировочной композиции языческие и христианские храмы (несохранившаяся Джума-мечеть в Баку, построенная на месте двух языческих капищ). Мечети начального периода, подобно христианским храмам, строились трехнефными и зальными (Джума-мечеть в Шемахе — VШ в., мечеть Мухаммеда в крепости Баку — ХI в.). Постепенно кристаллизовался наиболее распространенный и гармоничный купольный тип мечети.
Период расцвета средневековья в Азербайджане, как в христианских, так и в мусульманских областях характеризовался возросшей парадностью и монументальностью. Параллельно с христианскими монастырскими комплексами появлялись и мусульманские культовые ансамбли. В этот период в Азербайджане не были созданы новые типы сооружений, так как основные из них уже сформировались и кристаллизовались. Это был период расцвета уже сложившихся форм, которым придавалась архитектурно-конструктивная законченность; время богатства художественных средств отделки культовых сооружений.
Однако необходимо отметить, что здания определенного архитектурного типа при общей схожести в построении не повторяли друг друга, но как бы придавали различную тональность единой теме. Поэтому каждый из них — шедевр, таящий ту архитектурно-образную неповторимость, которая порождает и иное образно-эстетическое восприятие. Процесс формирования культовых памятников под влиянием религиозных представлений был вполне закономерен, так как распространяющаяся на все стороны духовной и культурной жизни людей религия не могла не воздействовать на культовую архитектуру.
Сравнение памятников Азербайджана с соответствующими им культовыми сооружениями сопредельных стран позволили понять, что архитектура Азербайджана, развиваясь в тесной взаимосвязи с близлежащими регионами, все же создавала ему одному свойственные памятники. Принимающая характерные особенности каждой из новых религий, но не порывающая со своими древними традициями архитектура Азербайджана хоть и имела сходство с памятниками общего территориального и религиозного круга, все же отличалась своей оригинальностью. Это касалось как христианских храмов, пропорции и внешний вид которых позволяли отличить их от родственных им построек Закавказья, так и мечетей, имеющих свое собственное звучание, отличающее их от иранских, среднеазиатских и арабских.
В результате такого их сосуществования архитектурные и композиционные черты, характерные для каждой из них переплетались, внося новшества и дополняя друг друга. Тесная взаимосвязь двух религий повлекла за собой и переплетение архитектурных приемов. Нельзя также забывать о том, что различия, существующие в памятниках обоих культов (в составе помещений, их расположении, декоре) были связаны именно с требованиями религиозных мировоззрений.
Поскольку христианские храмы и мусульманские мечети восходили своими корнями к древнему языческому зодчеству и явились результатом самостоятельного поиска, архитектура средневекового Азербайджана несла много общего в образах своих храмов. Принимая новшества, привносимые новыми религиозными культами, зодчие страны в то же время формировали свои собственные архитектурно-планировочные приемы на основе древних строительных традиций, присущих архитектуре Азербайджана.
Поэтому, несмотря на общее стилистическое единство с памятниками сопредельных стран, храмы и мечети Азербайджана обладали собственной неповторимостью и оригинальностью, начиная с пропорций общих объемов и заканчивая декоративными элементами и деталями.
Процесс формирования и становления христианской и мусульманской культовой архитектуры состоял из ряда сходных этапов: первоначальная переделка храмов предшествующей религии в культовые сооружения нового религиозного мировоззрения; затем постепенная и последовательная эволюция в результате развития религиозных представлений и совершенствования архитектурно- строительной техники; и, наконец, кристаллизация уже сформированных архитектурно- планировочных и декоративных приемов. Это явление привело к созданию сходных архитектурно- планировочных решений в памятниках обеих религий и в их детальном оформлении. Различия в основе культов и религиозных обрядов (например, запрет ислама изображать живые существа, наличие отдельного помещения для женщин и минарета в мечетях и колокольни, притворы христианских храмов) создали различия в интерьере и экстерьере культовых памятников.
Так формировалась самобытная азербайджанская культовая архитектура, в целом не имеющая аналогов среди типологически и территориально близких памятников сопредельных стран.
Строительство христианских культовых памятников продолжалось до 1836г., когда албанская церковь была упразднена и подчинена армянской, и началось насильственное переселение армянских семей на территорию Азербайджана (3,4,5,6), а специальный рескрипт Святейшего Синода прикрепил кафедральный собор Албании Гандзасар к армянской церкви. В результате азербайджанский народ потерял часть памятников архитектуры, которые ошибочно стали причислять к чужой культуре. Однако процесс их создания, планировочные и декоративные особенности, сходные с творениями мусульманского зодчества азербайджанского народа и одновременно отличающиеся от памятников других христианских стран свидетельствуют о принадлежности именно к албанской культуре.
Литература:
1. Бретаницкий Л.С., Веймарн Б.В.-Искусство Азербайджана 1Х-ХУШвв.-М., «Искусство», 1976.
2. Барановский П.Д. -Памятники в селении Кум и Лекит.- Баку, 1947
- Алиев И.Г. -Нагорный Карабах: история, факты, события- Баку, «Элм»- 1989
- Величко В. Л. -Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы- Полное собрание сочинений, т.I, С.-Петерсбург-1904- Баку, «Элм»,1990)
- Шавров Н.И.- Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам — Спб.,1911, стр.59-61.
- Глинка С.А. Описанiе переселенiя армянъ аддербиджанскихъ в предълы Россiи. — Москва, типография Лазаревыхъ Института Восточныхъ Языковъ, 1831.
- Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании — Баку, «Элм»- 1984.
- Иоанн де Галонифонтибус- Сведения о народах Кавказа (1404 г.) из сочинения « Книга познания мира»- Баку, АНАз.ССР
- Махмуд Исмаил — История Азербайджана — Баку, Азербайджанское Государственное Издательство -1995.
Сабина Гаджиева кандидат архитектуры, Азербайджанский Архитектурно- Строительный Университет