Доклад председателя Албано-Удинской Христианской Общины Роберта Мобили на международной межконфессиональной конференции «ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ПЕРЕД ВЫЗОВОМ СОВРЕМЕННОСТИ» на тему: Удины: история, христианство и антропология». 17-19 ноября 2013 г. Минск, Республика Беларусь.
Уважаемые участники конференции! Дамы и Господа !
Позвольте мне от имени удин проживающих на исторической Родине в Республике Азербайджан, то есть от нашей общины, приветствовать и пожелать успехов в работе конференции !
В своих трудах древние историки, географы и путешественники называли Кавказ «горной средой многих народов и языков». Такое определение основывалось на большом количестве народностей, которые обитали на Кавказе, как в высокогорной и предгорной, так и в его равнинной частях. За многие столетия эта картина практически не изменилась, и Кавказ продолжает славиться своим этническим разнообразием.
Однако не все так просто было и не прошло для народов Кавказа бесследно в вопросе антропологического генезиса и этногенеза. Влияния экспансии на Кавказ было с древнейших времен, а именно начиная с середины I тысячелетия до н. э. Насельники предгорий Большого Кавказа, несомненно, были или тесно связанными с горцами или уже тогда (как и сейчас) являлись вместе с ними одним народом. Скифы, сарматы, аланы, гунны, греки, римляне, арабы, татаро-монголы, персы, турки, русы – вот далеко не полный перечень тех, кто на протяжении длительного времени совершал набеги, опустошительные походы и захватнические войны. Вследствие исторических катаклизм и ряда других различных факторов, до сих пор является неоднозначным и затруднен вопрос происхождения удин, как впрочем, и многих других народов из кавказско-иберийской семьи.
В начале нашего исследования остановимся сразу на естественном интересе и вопросе, речь идет об удинах: кто такие удины, к какой национальной, языковой группе и религиозной конфессиональной группе они относятся, где их историческая Родина, как и при каких обстоятельствах они появились в местах, прозванных в истории как государство Кавказская Албания. В числе автохтонного населения Азербайджана есть небольшой народ, который своим происхождением, историей, языком, культурой и сохранением христианства, вот уже почти 2000 лет привлекает внимание научного мира. Удины — аборигенный народ в Азербайджане и один из древнейших коренных этносов Кавказа, в союзе с другими 26 албанскими племенами создали Албанское государство (IVв. до н. э. — VII в. н. э.), и принадлежат к числу предков современного азербайджанского народа. Говоря о формировании удинского этноса, следует заметить, что некоторые исследователи полагают, что утии (самоназвание уди; классическое наименование удин) могли иметь отношения к племени «кутиев», обитавших в XXIII-XXI вв. до н. э. на территории Южного Кавказа и известных по аккадским и шумерским источникам. Однако, первые достоверные ведения о предках удин – «утиях», находим у древнегреческого историка Геродота в его знаменитой «Истории». Об удинах говорится в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в. до н.э) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании, а также в «Естественной истории» римского автора Плиния (I в. до н.э.). Некоторые отрывочные сведения об удинах имеются у Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и многих других античных авторов. В средние века, начиная с V века, об удинах часто упоминают армяно-язычные и арабские источники. Более обширные сведения имеются в «Истории Албан» Моисея Каланкатуйского.
По сведениям указанных авторов удины входили в племенной союз древнего государства Кавказская Албания и играли в нем главенствующую роль. Не случайно обе столицы Кавказской Албании — Кабала и Партав (Барда) находились на землях исторического проживания удин. Удины были расселены на достаточно обширных территориях, начиная от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью р. Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноименно называлась Ути. Территория расселения удин подтверждается и археологическими данными. Ареал известной Ялойлутепинской археологической культуры (IV век до н.э. – I век н.э.), впервые обнаруженной в Габалинском районе у селения Нидж (современное компактное проживании удин) в 1926 г., позволяет предположить, что именно удины и являлись её носителями.
Как уже было отмечено, удины были одним из народов-создателей Кавказской Албании, поэтому история удин неразрывно связана с этим государством. Кавказская Албания как единое государство, созданное на федеральной основе объединения различных племен, и под властью одного царя сложилось уже ко II в. до н.э. Удины одними из первых (313г.) на Кавказе приняли христианство как государственная религия, до сих пор сохранили свою веру и этническую идентичность. В настоящее время удины в большинстве своем многоязычны, почти все закончили русские школы и относятся к кавказо-иберийской группе языков Удины также, хорошо владеют азербайджанским языком в Азербайджане, грузинским в Грузии, украинским на Украине и соответственно русским – языком межнационального общения. Итак, удины ранее представленные в одном государственном объединении в результате дезинтеграции, то есть распада СССР, оказались в различных политических, экономических и культурных пространствах: значительная их часть осталась на исторической Родине в Азербайджане, многие живут в России, Казахстане, на Украине и в частности в Республике Беларусь.
В исторической науке принято называть удин как тех албанских племен, кто издревле населяли равнинную территорию Куры, а в средние века мигрировали на северо-восток в сторону Дагестана и спустился на предгорные земли, то есть на огромную территорию южного склона Большого Кавказа основав тем самим новые поселения. Разделение удин на предгорных и равнинных долгое время носило односторонний характер: как правило, историческая известность удин оттеснила на задний план само существование горных изолянтов, тем самым внося некоторую путаницу и в вопросе происхождения удин как таковых. Именно поэтому забвение общей истории предков утиев, как горных так и равнинных, в истории пусть и малой исторической родины, но родины с древними традициями и наследиями, позволили накоплению достаточно обширного археологического материала. Однако данные этнографии, антропологии, лингвистики, фольклора, археологии, краеведения и находку Албанского палимпсеста на Синае, датируемые VI в., позволяют сегодня получить достоверную информацию, проясняющую и уточняющую историю удин и его роли в христианстве.
Колониальная политика царской России в Закавказья в начале XIX века, привела разделению территории исторического расселения удин, то есть она была включена в состав Империи. Начались попытки подчинения христианского населения восточной конфессии во власть Армяно-григорианской церкви через Эчмиадзин. Свидетельством этому является рескрипт Царя Николая I от 11 марта 1836 года подписавший «Положения об Армяно-григорианской церкви» Нарастающее с IX века противостояние между Албанской и Армянской церквями привело к тому, что после 1836 года фактически и юридически была упразднена Албанская церковь, а ее имущество было передано армянской. После упразднения Албанской церкви целенаправленность проводимая Эчмиадзином с помощью царской России, достигло к тому, что все албанское этнокультурное наследие было присвоено и трансформировано в армянское. Такая политика деэтнизации удин осуществлялась, прежде всего, строительством и демонтажем церквей для албан-христиан, которых удины в знак протеста не посещали. В период подчинения удин Эчмиадзинской церкви большая часть удин перестали посещать эти церкви, — предпочитав исповедаться дома, этим и сохранили национальную идентичность. Удины долгое время сопротивлялись этому, — произошло нарушение определенного иерархического соотношения церквей. Все христианское имущество и Албанские церкви с того момента сразу стали именоваться армянскими, все христианское население в том числе и удины этой земли автоматически переписали в армянское. Многие церкви были закрыты, в оставшихся богослужение велось только на армянском языке, так же как и обучение в удинских семинариях. В итоге исходом этой политики для удин явился тот факт, что часть населения приняв ислам, — деэтнизировался; часть исповедуясь в Армянских церквях, — арменизировались; небольшая часть населения принял православию как Русскую, так и Грузинскую. Но несмотря на все эти исторические перепитии и катаклизмы удины сегодня сохранились, сохранив свой язык, обычаи, традиции и верность к христианству Кавказской Албании. Удинская церковь сегодня является составной и неотъемлемой частью Албанской Церкви, а удины единственными правопреемниками этого христианского наследия.
В этом контексте одна из реальных гипотез, основанная на археологических и антропологических материалах, заключается в том, что население всего Кавказа в период кура-араксинской культуры имело общее происхождение от одной этнической общности. Основным и пока еще не выясненным остается вопрос: каким образом этот пра-прапредок удин «утийцы», принимавший участие в происхождении и в этногенезе азербайджанцев распался? Надо полагать, что еще в глубокой древности отдельные регионы равнинной части были ассимилированы разными по происхождению, языку и культуре этносами, заселившими Большой Кавказ с разных сторон и имевшими возможность экспансии на ближайшие к ним горные районы.
Эпоха великого переселения народов, вынужденных спасаться, уходить от врагов или искать лучшие места для поселений путем захвата чужих территорий, является для многих этносов отправной точкой, хотя для удин в частности расселение было территориально конкретным. Исторически сложившееся ситуация позволила им географическое расселение утвердить окончательным, что подтверждает локализацией их в нескольких населенных пунктах современного Азербайджана. К этому периоду относятся сформировавшийся современный антропологический тип (в том числе посредством ассимиляции, деэтнизации и метисизации), выработанная народная или христианская (на религиозной основе восточной Албанской апостольской церкви) система нравственных ценностей, культурные и бытовые традиции и обряды. К этому времени у удин сохраняются патриархальные и родовые предания и фольклор.
Среди кавказских народов, то есть кавкасионного типа, проживающих на территории Азербайджана, наиболее представительны коренные жители аборигены-удины. Антропологи различают три основных антропологических типа народов, населяющих Кавказ: кавкасионный, понтийский, каспийский; историки и лингвисты: кавказо-язычные, ирано-язычные и турко-язычные Исследовании показали, что удины в антропологическом отношении не отличаются от других этнографических групп, характеризуются разнообразием и относятся к кавкасионному антропологическому типу, представляющийся собой своеобразный вариант европеоидной расы, названной кавкасионским типом, который по важнейшим расово-диагностическим признакам не имеет аналогов в равнинном и предгорном населении не только Большого Кавказа, но и всей Европы.
Предгорные этнографические группы являются характерными представителями кавкасионного типа и в сущности почти невозможно отличить от табасаранцев, ингилойцев, чеченцев, этническими меньшинствами Шахдагской группы и очень близки к азербайджанцам Алазанской долины, и вместе с ними могут считаться представителями одного из брахикефальных вариантов каспийского типа. Вопрос о происхождении удин с позиции антропологического типа еще далек от окончательного разрешения. Это объясняется как недостатком палеоантропологических материалов, так и сравнительно незначительной степенью отличия отдельных типов друг от друга. Кроме того, на Кавказе в значительной мере проявляются широко распространенное явление так называемой брахикефализации, т.е. увеличение головного указателя. В древнейших погребениях в частности из Мингечаурских могильников находят резко выраженные длинноголовые узколицые европеоидные черепа, по типу сходные больше всего с представителями современных длинноголовых вариантов каспийского типа. Однако подобное заключение сталкивается с трудно разрешимым противоречием. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что эта особенность сформировалась на протяжении последних столетий. На разных этапах своего развития антропология выработала разные объективные приемы и методы исследований.
Современные технологии позволяют антропологам широко использовать не только накопленный опыт, но и данные соматологии, дерматоглифики и анализа ДНК. Первые дермантоглифические исследования на основе описания кожного рельефа рук у ряда народов Кавказа было начато еще в середине XX века, и по ряду характерных признаков исследователи отмечают сходство типологий кавказских популяций и объединение их по группам. Ключевая роль Кавказа как региона, связанного с формированием их в отдельные объединенные группы, таким образом находит выразительное воплощение в данных этих исследований. Помимо этого стоит обратить особое внимание на то, что именно объединены они наряду с другими указанными народами в одну группу. Вероятно, это не случайно, как не случайно и то, что удины – признаются одним из реликтовых европеоидных народов Кавказа, которые в период двух-тысячелетия проживали где-то на равнинной части левобережья Куры, и в результате миграционных процессов, возможно, были вытеснены из этих мест или ассимилированы местным кавказским субстратным компонентом и последующими волнами кочевых племен из состава доминант-империй. Итак несмотря на различие между религиями и конфессиями — схожие общие ценности составляют большинство, что дает основание показать сегодня солидарность и гармонию, как феноменальный модель сохранения этноса и христианства в рамках эволюции исторического развития человечества и выдвинув эту общность, близость и человечность на первый план. Когда многое говорится о той модели разнообразия и многообразия, сегодня Нидж — места компактного проживания удин в Азербайджане, является ярким примером и оазисом этого явления, где гармонично живут люди разных народностей и вероисповеданий.