Освобождение от армянской оккупации азербайджанских земель проливает свет на очередные факты армянского вандализма. Глава удинской христианской общины Азербайджана Роберт Мобили рассказал «Вестнику Кавказа» о разрушенных албанских памятниках, передает Day.Az.
— Армянские сепаратисты, покидая районы вокруг Нагорного Карабаха, планомерно уничтожают азербайджанские исторические памятники, в частности относящиеся к древней албанской архитектуре. Как вы оцениваете такие действия?
— Для начала я хотел бы от имени албано-удинской христианской общины поздравить народ Азербайджана с освобождением территорий. На Кавказе остался богатейший пласт албанского христианского населения, только в Кельбаджарском районе более 35 албанских памятников. Албанская апостольская церковь оставила в этих местах исторический глубокий след. Это мощный пласт христианского населения.
Албанская апостольская автокефальная церковь — одна из древнейших восточных церквей, которая имеет непосредственную связь с Иерусалимом. Это особая ветвь. Мы говорим об автокефалии, поскольку рукоположение было самостоятельным. Одним из апостолов этой церкви был Варфоломей.
Нынешний Азербайджан — наследник исторической Кавказской Албании. Сохранились памятники, датированные IV, V, VI, IX, XII веками. Карабах занимает здесь особое место.
Мать восточных церквей на Кавказе -Кишский храм, в Карабахе это Гандзасарский собор, монастырский комплекс Худавенк (Дадиванк) — жемчужина албанской церкви. Там похоронены только три албанских патриарха-католикоса.
К сожалению, сегодня на освобожденных от оккупации территориях древнего Албанского царства, современного Азербайджана, мы видим проявления вандализма. Армянское население, которое считает себя древними христианами, варварски ломает символы, кресты, разрушает архитектурные памятники. В нарушение христианских заповедей они убивают и воруют.
Обидно видеть такую картину, особенно учитывая, что завтра эти варвары будут кричать на весь мир, что мусульмане разрушают армянские храмы.
Уважаемые мои коллеги, братья-христиане, поймите, что в Азербайджане созданы условия для процветания всех религий.
— В Азербайджане охраняют наследие Албанского государства?
— Даже во время второй карабахской войны, во время пандемии в Азербайджане, в местах компактного проживания удин, реставрировали церковь. Финансовая поддержка была оказана со стороны государства, со стороны Фонда Гейдара Алиева. Помогали представители разных народов, разных наций и конфессий — лезгины, таты, аварцы. Это азербайджанская действительность. Я как представитель древней христианской Албанской церкви могу с уверенностью сказать, что в этом плане в Азербайджане созданы прекрасные условия.
Азербайджанский народ — толерантный. В стране создана мульткультурная среда. Мусульмане, христиане, иудеи поддерживают друг к друга. Здесь есть синагога, православная церковь, католическая церковь, но самый мощный пласт христианства в Азербайджане берет начало от Албанского царства.
— В последние годы историки фиксируют элементы арменизации албанских памятников. Как к этому относятся удины, потомки албанцев?
— Армянское население, покидая деоккупированные территории, искусственно создавало почву для фальсификаций, стирая элементы албанских церквей, чтобы потом их предоставить как армянские. Еще раз хочу подчеркнуть, что Албанская апостольская церковь не имеет никакого отношения к Армянской церкви. Это отдельная апостольская линия.
Не могу найти слов, характеризуя варварство армянской общины, тех людей, которые в эти дни увозят реликвии из монастыря Худаванг.
Худаванг переводится как «Божий дом». Можно нарушить договор, можно воевать, но Божий дом разрушать немыслимо. То, что творят сепаратисты в Карабахе -дикость. Мы же все люди. Зачем уничтожать памятники истории и культуры?
Когда были остановлены военные действия, президент Азербайджана первым делом сказал, что мы будем восстанавливать албанские храмы, христианское наследие на освобожденных территориях Карабаха. Это не просто слова.
В Азербайджане сегодня строится новая католическая церковь, реставрируются русские православные церкви в Баку и Гяндже, восстанавливаются древние албанские церкви. Когда к нам приезжают историки, теологи, религиоведы, они поражаются увиденному. У нас есть церкви, датированные IV-V веками, причем не только на Малом Кавказе, но и на южном склоне Большого Кавказа, в Шеки, Загаталы, Белоканы, Габале, Газахском районе, Товузском районе. Это богатейший пласт, сохранившийся после того, как в 313 году албанский царь Урнайр принял крещение как государственную религию синхронно с Римской империей. Это исторический факт.
— Насколько хорошо сохранилась албанское наследие?
— Албанское наследие Азербайджана очень богато. Сохранилось много элементов албанской эпохи, кафедральный собор IV века; на Синае был найден албанский палимпсест, датируемый VI веком. Вся литургия, все службы в албанских церквях, Библия были на основе албанского алфавита и албанской письменности.
Это о многом говорит. Если страна уже в VI веке имела свою Библию на родном языке, то это очень сильная страна. Значит, Албания играла значимую роль в регионе. В VI веке не каждая страна могла позволить себе иметь Библию на родном языке. Эта находка показывает, что христианство на территории Азербайджана оставило глубочайший след.
Сегодня мировая наука пристально изучает историю древней Греции, древнего Рима, древнего Египта, однако древняя история Азербайджана не получает должного внимания. Отчасти поэтому мы сегодня сталкиваемся с варварством и фальсификацией нашей истории.
Обидно за то, что именно христиане уносят из Карабаха древние албанские элементы истории, камни, петроглифы. Многие албанские церкви в Нагорном Карабахе были переделаны под армянские, особенно алтарные части, элементы символов. Однако мы восстановим их исторический облик.
Стоит учитывать, что Армяно-григорианская церковь была объявлена апостольской только после распада СССР, когда Армения получила независимость. Теперь они пытаются стереть историю другого народа, присвоив ее к себе, хотят показать всему миру, что албанские церкви якобы бы армянские святыни. Однако все знают, что топоним «Армения» — чисто географический. Армянский народ называет себя хаями. В Армении два сильных компонента — это Армения хайев и Армянская церковь. Это показатель моноэтничности и моноконфессиональности. Чтобы стать представителем этой церкви, надо быть армянином.
Удинам был нанесен сильный удар, когда наши церкви переподчинили Армянской церкви, когда паства должна была раствориться в Армянской церкви. Нам было очень сложно. Большая часть населения арменизировалась под сильным влиянием Армянской церкви, часть приняла ислам, часть перешла в Грузинскую церковь.
— Какова была дальнейшая судьба религиозных обрядов удинов, после того, как армяне присвоили албанскую церковь?
— В местах компактного проживания удины выбрали другой путь, они отказались от церкви, молились дома. Так нам удалось сохранить не только культуру, традиции, но и кухню, фольклор, а самое главное, язык. Все представители моего этноса владеют родным языком, изучают удинский язык в школах, у нас пять школ, из них три — русские, две — азербайджанские. У нас свободный выбор школы. Фактически, удины были трехъязычными, на сегодня стали уже четырехъязычными — многие владеют английским языком. Условия, которые созданы для удинов в Азербайджане, превосходные.
Когда будет полностью восстановлен статус Албанской церкви, мы поднимем ее, представим модель совместного проживания нашей и армянской общин.
Раньше мы ведь жили вместе с армянами. В принципе, албанские церкви, албанско-христианское наследие было в плену не 30 лет, а более 200 лет, потому что в наших родных церквях не было той паствы, не было той службы на том языке, а ведь именно на этом базировалась церковь.
Но скоро мы восстановим историческую справедливость, что даст толчок для восстановления статуса Албанской церкви.
— Ее возможно восстановить?
— Это единственная христианская церковь, которая не до сих пор восстановлена. Сирийская церковь, иерусалимская, антиохийская церковь, эфиопская церковь, коптская церковь близки к Албанской церкви. Сегодня у нас для восстановления есть прекрасные условия — поддержка государства, поддержка лично президента Ильхама Алиева, поддержка исламского мира.
Я бы хотел поблагодарить Управление мусульман Кавказа, которое заинтересовано в восстановлении статуса Албанской церкви, а также отметить поддержку Русской православной церкви и католического мира.
Особенно мы чувствуем поддержку христиан восточного толка, потому что это близкий нам мир — иерусалимская церковь. Удины, несмотря на то, что нас осталось мало, порядка 10 тысяч человек, готовы восстанавливать Албанскую церковь.
— Как вы оцениваете модель мультикультурализма в Азербайджане?
— У нас при церкви в поселке Киш есть небольшая территория, где сейчас проживают удины. Там также расположено три церкви и три мечети. Утром можно услышать азан, а в 12 часов колокольный звон. Это особый регион, где азербайджанцы и удины живут вместе. Это и есть азербайджанская модель мультикультурализма.
Небольшая историческая деталь: когда к власти пришли коммунисты, их представитель задумал убрать крест с церкви Святого Елисея. Никто ему не помог, пришлось делать все самому при помощи двух лошадей. Свалил, а через два дня попал в Баку под трамвай. Церковь Святого Елисея, самая древняя церковь на территории проживания удин, она была восстановлена в 2006 году.
Второй случай связан с церковью Пресвятой Богородицы Марии. Там тоже один энтузиаст пытался убрать крест. Сделал это, но через несколько недель сошел с ума и умер.
Неужели люди не боятся Бога? Хотя, Бога бояться не надо, Бога надо любить. И когда армянские варвары нарушают христианские заповеди, я не могу считать их христианами.