Удинский генетический феномен. Они спаслись, изолировавшись от мира. Ширин Манафов

 Уникальность удинского феномена в том, что с начала исламизации на Кавказе удины самоизолировались. Это закрытый мир в центре Кавказа, который сумел избежать отрицательного воздействия бурных исторических событий и многочисленных войн на генофонд нации. 

     Генофонд удин идентичен генофондам коренных кавказских этносов до VII века, до эпохи нашествий арабов, татаро-монгол, персов. До периода глобальных демографических изменений, когда на Кавказе в течение нескольких столетий, особенно активно с VII      по XVIII века миграционные процессы были наиболее интенсивными, что привело к изменениям генофондов коренных и пришлых этносов. Отмечается колоссальная разница в структуре наследственных болезней удин и соседних этносов. Генетические портреты удин и соседей очень отличны и во многом эти отличия в пользу удин.

         Азербайджанскими генетиками во главе с доктором биологических наук Эльханом Расуловым удины изучаются  с 1980 года. Сравнивая генетический портрет удин с соседями можно найти ответы на важнейшие вопросы современной генетики — каково воздействие миграционных процессов на генофонд, какие параметры наиболее важны для сохранения генофонда этноса в столь длительной перспективе.

         Удинскому естественному эксперименту не менее 1200 лет. Длительность этого эксперимента по самоизоляции и консервации делает удин более интересным и перспективным объектом для изучения актуальных для европейских наций вопросов, чем островные этносы и горные изолянты. В известном смысле удины больше островной этнос, чем японцы.

         Самый глобальный демографический кризис, пережитый ими за эти 1200 лет — участие во Второй Мировой войне. Но и несмотря на большие потери среди мужского населения, установка удин на самоизоляцию не изменилась. Отмечается очень незначительное число смешанных браков. Пока не ясны генетические предпосылки огромной выживаемости небольшого горного этноса. Возможно, изоляционизм более рациональная стратегия, чем «политика открытых дверей».

         Удины задают Европе вопрос, один из главных для ХХЫ века — какую тактику должны избрать европейские этносы для того, чтобы не утерять свое качество ?  Вопрос актуален для немцев, итальянцев, скандинавов, испанцев, славянских народов. Удины — блестящее доказательство эффективности изоляционизма. Есть много аргументов за и не меньше аргументов против тактики изоляции. Здесь возможны открытия, которые внесут коррективы в стратегию сохранения старых наций.

         Человечество все больше дифференцируется по такому важнейшему демографическому показателю, как качество населения. Между индустриальными странами и странами третьего мира  все более ухудшаются и это является гораздо большей проблемой, чем экономическое отставание.

         Что для будущего Европы перспективнее, какую тактику избрать — стратегию изоляции или стратегию открытых дверей ?  Изучение удинского феномена представляет огромный интерес для создания рациональной  европейской стратегии удержания лидерства в области качества населения. Но нельзя  все сводить к прагматизму этого очень важного вопроса. Удинский феномен ставит перед нами гораздо более интересную задачу — вполне возможно, что генофонд седьмого века, сохраненный удинами более перспективен, чем генофонд современного человека, для совершенствования Homo sapiens как вида, так как в генофонде удин отсутствуют патологические мутации, обусловленные болезнями цивилизации.

         Удинский эксперимент жесток по отношению к этносу, но для науки он имеет громадное значение. Есть шанс изучить, как дошедший до нас генотип человека ВЫЫ века приспособлен к условиям и требованиям современной цивилизации. Если выяснится,  что несмотря на 1200 лет изоляции у удин практически нет наследственных заболеваний, столь же тяжелых, как, допустим, болезни крови, а число наследственных заболеваний меньше, чем у соседей, то это аргумент в пользу того, что генотип человека ВЫЫ века более перспективен для совершенствования методами генной инженерии, чем генотип этносов, активно участвовавших в демографическом обмене.

         Актуальность исследований Эльхана Расулова и его учеников  в том, что для всего сельского населения Азербайджана характерен расширенный тип воспроизводства (за исключением Гахского и Габалинского районов, где смертность выше рождаемости). Генетические характеристики изолянтов свободны от прессинга цивилизации, поэтому такие изолянты активно изучаются генетиками. Долг генетиков, историков и демографов — помочь удинам освободиться от генетического груза патологических мутаций, сохранить и продлить этот уникальный исторический эксперимент.

                              

                               Газета «БИРЖА  Рлус» от 27.08.2004г.